при ударе пострадавшего частями движущейся автомашины различают четыре фазы: первая - столк-
новение автомашины с пострадавшим, когда отмечаются повреждения от удара и сотрясения тела;
вторая - падение пострадавшего на автомобиль, повреждения при этом возникают при ударе о
корпус его машины; третья - отбрасывание тела и падение его на землю, от чего повреждения
располагаются на стороне, противоположной удару; четвертая - скольжение тела по земле с
соответствующими повреждениями.
При других видах автотравм отмечается иное количество и сочетание фаз. Так, в случаях травмы
внутри кабины различают две фазы: первая - столкновение тела с частями автомашины, когда
повреждения локализуются, как правило, спереди; вторая - придавливание тела частями управления к
стенке кабины. Аналогичные фазы отмечаются и в случаях прижатия тела частями автомашины к
неподвижным предметам.
Повреждения, возникающие при автомобильных происшествиях, весьма разнообразны. Их можно
разделить на три группы: 1) повреждения, характерные для автотравмы; 2) повреждения от
автотранспорта, но не характерные для автотравмы; 3) повреждения, сходные с другими видами травм,
в частности, с ранениями от острых предметов, из огнестрельного оружия и т.д.

10.2. Повреждения, характерные для автотравмы

К наиболее характерным для автотравмы повреждениям относятся отпечатки на поверхности тела
протектора колеса автомашины. На протекторе шины эксплуатируемой автомашины нередко
отмечаются индивидуальные особенности (дефекты, различный износ, заплаты, выступы),
позволяющие по их отпечатку идентифицировать не только модель (марку), но и конкретный
экземпляр автомобиля. Важное судебно-медицинское и криминалистическое значение имеют
отпечатки на трупе или на одежде от других частей автомашины, в частности болтов, гаек и иных
деталей, по которым также можно установить автомобиль, причинивший повреждения.

Пример.
При неизвестных обстоятельствах автомашина марки "Мерседес-500" ночью 10 января 1998 г.
совершила наезд на пешехода Ш. Причем ее водитель из-за темноты не видел, как был сбит пострадавший
Ш., а лишь почувствовал сотрясение автомобиля в момент переезда через тело. По данным следствия,
незадолго до происшествия по этой же дороге проезжала автомашина марки "Форд-Эскорт", в связи с чем
возникло подозрение, что пострадавший был сбит "Фордом", а "Мерседес" лишь переехал через труп Ш.
На одежде и теле Ш. был обнаружен только прижизненный отпечаток детали передней части кузова
"Мерседеса". Этот отпечаток дал возможность сделать вывод, что пострадавший был сбит автомашиной
марки "Мерседес-500".

Для автотравмы характерны также (давления отдельных частей тела с их уплотнением вследствие
переломов костей, разрывов внутренних органов, размятие мышц (уплощение грудной клетки,
сплющивание головы, размятие конечностей). Иногда сдавление и уплощение тела не сопровождаются
нарушением целости кожных покровов, особенно в случаях, когда на пострадавшем была плотная,
толстая одежда. О сдавлении тела могут свидетельствовать отпечатки одежды и ее складок на коже
трупа.

Пример.
Редкий случай перемещения мозга при сдавлении автомобилем головы ребенка 8 лет описал И.Г.
Споров (1961 г.). В результате переезда колесом автомашины голова мальчика была сплющена с боков. В
затылочной области отмечалась рана, из которой выступали кровь и незначительное количество мозгового

Тэги: , , , , ,