винты работающего двигателя самолета или сопровождающих его потоки воздуха. При этом
наблюдаются обширные грубые повреждения тела. С появлением реактивных самолетов отмечены
случаи засасывания в работающие двигатели человека, слишком близко подошедшего к самолету.
Повреждения, наблюдающиеся при падении самолета, весьма многообразны. Иногда по характеру
обнаруженных на трупах повреждений можно в некоторой степени судить об условиях, при которых
произошла катастрофа. Так, при падении самолета с большой высоты трупы погибших часто
подвергаются расчленению. И напротив, при ударе самолета о землю во время горизонтального полета
или при небольшом наклоне к земле расчленения трупов, как правило, не наблюдается.
Для выяснения причин катастрофы большое значение имеет исследование крови и внутренних
органов из трупов пилота и членов экипажа на предмет определения алкоголя (наркотиков) и окиси
углерода. Эти исследования должны производиться вне зависимости от того, поставлены или нет
подобные вопросы на разрешение экспертизы. Отравление окисью углерода возможно вследствие
попадания в кабину пилота ее небольших количеств, тем более, что на высоте действие угарного газа
усиливается.
Обнаружение карбоксигемоглобина в крови трупов погибших, конечно, не дает возможности
решить вопрос об источнике окиси углерода, поскольку последняя может образоваться в самолете при
пожаре от разбитого огнетушителя и т.д. Одновременное нахождение копоти в дыхательных путях и
ожогов слизистой оболочки дыхательного горла позволяет утверждать, что пострадавший находился в
атмосфере пожара. Отсутствие всех этих признаков указывает на то, что труп обгорел уже после па-
дения самолета.
При исследовании трупов в случаях авиационной травмы часто возникает вопрос об
идентификации личности погибших. Для этого должны быть использованы особые приметы (татуи-
ровки, родимые пятна и т.д.), рубцы, зубные протезы, а также одежда и обувь. Иногда возникает
необходимость в проведении реставрации трупа для последующего опознания.

Пример.
17 июня 1997 г. пассажирский самолет "Ан-2" потерпел катастрофу в Тульской области через
несколько минут после взлета с аэродрома.
На борту самолета находилось семь человек (пять пассажиров и два члена экипажа). Через 10 минут
после взлета у самолета начал с перебоями работать двигатель. При аварийной посадке самолет зацепил
шасси за высоковольтный провод линии электропередачи и рухнул на землю.
В результате аварии пять человек погибли, а двое с множественными тяжелыми повреждениями в
критическом состоянии доставлены в областную больницу.

Проведение судебно-медицинской экспертизы при авиационной травме подразделяется на
следующие этапы: выявление повреждений, свойств травмирующего предмета и механизма его
действия; определение последовательности возникновения повреждений; группировка повреждений
по свойствам и механизму действия травмирующих предметов; формулирование выводов о
возможности образования всех обнаруженных повреждений при условиях, установленных органами

Тэги: , , , , ,