типичные, не связанные с действием колес (следы волочения, отрывы конечностей, сдавление тела
между буферами или в автосцепном механизме); нетипичные и симулирующие другие виды травмы.
Полоса давления - это отпечаток колеса на поверхности кожи. Ширина ее колеблется от 7 до 13 см.
В первые часы после травмы мягкая, бледно-розовая; к концу суток становится пергаментной
плотности, темно-коричневого цвета.
Полоса обтирания - это участок осаднения кожи по краю полосы давления, он образуется при
трении кожи о боковые поверхности колеса. Ширина ее колеблется в значительных пределах от 2 до 15
см. Если на теле имеется несколько слоев одежды, полоса обтирания не образуется.
Отделение головы от туловища, а также расчленение тела зависят от перекатывания через тело
колеса. В ряде случаев возможно разделение тела на множество частей. Отделение конечностей
происходит со своеобразным многооскольчатым переломом костей, причем конец отчлененной кости,
обращенный кнаружи от колеи, оказывается прямым, в то время как на конце, обращенном внутрь
колеи, отмечается косой перелом. Подобные переломы трубчатых костей зависят от расположения
гребня колеса (реборды) по внутреннему краю рельс.
К типичным железнодорожным повреждениям, не связанным с действием колес, относятся следы
волочения на теле, отрывы конечностей, загрязнение, расчленение тела на множество частей,
сдавление тела между буферами или в автосцепном механизме. Характер следов волочения весьма
разнообразен, при этом на осадненной поверхности нередко видны частички балластного слоя пути и
следы смазки.
Отрывы конечностей могут возникать не только от действия колес, но и при ударах выступающими
частями движущегося состава, особенно с фиксацией конечностей какой-либо деталью. Из-за большой
действующей силы при железнодорожной травме возможно расчленение тела на множество частей,
причем их можно обнаружить на значительном расстоянии от места происшествия. В подобных
случаях по линиям отделения конечностей не будут образовываться полосы давления и обтирания.
При необходимости вещественные доказательства биологического происхождения (следы крови,
волосы, частицы мозгового вещества, мягких тканей, мелкие осколки костей и т.п.), обнаруженные на
участке железнодорожного полотна, путевых сооружениях, на частях локомотива и вагонов, изы-
маются по обычным правилам. На пакетах, куда они помещаются, должно быть указано точное место, с
которого взят тот или иной объект.

11.4. Повреждения рельсовым транспортом, нетипичные для железнодорожной травмы

К нетипичным для железнодорожной травмы относятся повреждения, которые чаще возникают от
отбрасывания тела пострадавшего и ударов его о какие-нибудь выступающие предметы. При этом
могут образовываться вдавленные переломы костей свода черепа с повреждением вещества головного
мозга и кровоизлияниями под его оболочки, подкожные разрывы внутренних органов, переломы
ребер, костей конечностей и т.д.

Пример.
Гражданин Г., 22 лет, 13 декабря 1999 г. во время перехода железнодорожных путей в районе
платформы "Перерва" был сбит электропоездом и отброшен к платформе.
Судебно-медицинский диагноз:
1. Закрытая тупая травма головы с небольшим сплющиванием передней части свода черепа.
Многооскольчатый перелом лобной, теменных, височных и основной костей. Обширные субдуральное и

Тэги: , , , , ,