расследования.

12.2. Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при авиационной травме

При судебно-медицинской экспертизе разрешают следующие вопросы:
1. Каково было состояние здоровья пилота и других членов экипажа перед полетом? Не ухудшилось
ли оно во время полета?
2. Какие повреждения обнаружены на трупах членов экипажа, каков механизм их образования, от
воздействия каких частей кабины они образовались?
3. Какова последовательность образования этих повреждений?
4. Являются ли эти повреждения прижизненными?
5. Находились ли члены экипажа при жизни в очаге пожара?
6. В какой позе находились пилот и другие члены экипажа в момент столкновения самолета с
землей? Находился ли пилот на своем рабочем месте и пытался ли управлять самолетом?
7. Обнаружен ли в крови и тканях погибших этиловый спирт (наркотики)?
8. Какова причина смерти членов экипажа, когда и как быстро она наступила?
9. Нет ли на трупах пилота и других членов экипажа огнестрельных или колото-резаных ран, а
также иных повреждений, не являющихся авиационной травмой?
10. Какому члену экипажа, кому из пассажиров принадлежат обнаруженные останки, предметы
снаряжения, одежды и обуви?
11. Какова возможность причинения повреждений конкретными деталями и частями самолета?
12. Соответствуют ли повреждения на теле и одежде пострадавших?
13. Какова возможность возникновения повреждений при определенных обстоятельствах
авиационного происшествия?
Расследование авиационных катастроф проводится комиссионной экспертизой с участием судебно-
медицинского эксперта и специалистов по авиационной медицине и авиационной технике.

Контрольные вопросы

1. Как классифицируются авиационные повреждения?
2. Какие повреждения типичны для авиационной травмы?
3. Какие основные вопросы решаются судебно-медицинской экспертизой при авиационной травме?

Глава 13. Водно-транспортная травма

13.1. Общие положения

К числу травм этой группы относятся повреждения гребными винтами двигателей кораблей,
повреждения тросами и якорь-цепью. Наибольшие трудности в ходе экспертизы возникают при
изучении повреждений, нанесенных гребными винтами. Последние могут причинять ранения как
живому человеку, когда он засасывается струей воды и попадает на вращающиеся гребные винты, так
и трупу, находящемуся в воде.
Если живой человек (или труп) попадает в струю воды, образующуюся от работающих гребных
винтов, то он с силой затягивается под днище корабля и перемещается около вращающихся гребных
винтов, где наибольшая сила течения, а затем выталкивается за корму. Количество, характер и
обширность повреждений зависят от размеров и скорости вращения гребных винтов.
Повреждения от действия гребных винтов чаще локализуются на голове и верхних конечностях и
нередко имеют вид больших надрубов и разрубов (при массивных металлических лопастях с острыми
ребрами), характеризующихся косым направлением, лоскутным характером ран, значительным их зия-
нием, осадненностью кожных краев. При наличии нескольких повреждений обращает на себя

Тэги: , , , , ,